ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
Изучение гендерной идентичности детей подросткового возраста в последнее время становится все более популярным и востребованным. Гендерная социализация приводит к тому, что мальчики и девочки овладевают специфическими качествами, которые приводят к образованию у них различных типов гендерной идентичности. Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. В статье проанализированы и представлены результаты эмпирического исследования гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье у молодых людей старшего подросткового возраста в зависимости от типа их гендерной идентичности. Для проведения исследования были использованы опросник «Пословицы», составленный И. С. Клециной который применяется для исследования гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье; а также полоролевой опросник С. Бем для диагностики психологического пола определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности. Все это позволяет определить тип личности: маскулинный, феминный, андрогинный. Анализ результатов исследования дает возможность сделать вывод о том, что среди юношей старшего подросткового возраста чаще всего представлен маскулинный тип гендерной идентичности. Преобладающим в структуре гендерной идентичности девушек старшего подросткового возраста встречается фемининный тип. Однако немногим меньше выявлены андрогинный и маскулинный типы, что свидетельствует о не до конца сформированной полоролевой идентичности девушек-подростков.Анализ гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье, показал, что юноши старшего подросткового возраста в большинстве случаев представляют семьи традиционными, в то время как девушки старшего подросткового возраста ориентированы на эгалитарный тип семейных взаимоотношений. Результаты проведенного исследования показали, что юноши и девушки старшего подросткового возраста с разной гендерной идентичностью имеют особенности гендерных установок, которые соотносятся с распределением внутрисемейных ролей.Данное исследование будет продолжено и направлено на изучение особенностей формирования и развития половой идентичности детей в разный период взросления. Результаты исследования могут быть полезны в практике педагогов-психологов, психологического консультирования и психотерапевтической практике.
Скачивания
Литература
2. Воронцов. Д.В. Гендерная психология общения : монография / Д.В. Воронцов. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2008. с.223-226
3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Прайм-Евро знак, 2008. с.11-15
4. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб. : Питер, 2006. с.111-115
5. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2014. с.32-37
6. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства // Вопросы психологии. 2003. № 5. - С.8-11.
7. Азарова Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук/ Азарова Е.А. – Ростов-на-Дону. 2004. с.21-23
8. Демидов Д.Н. Соотношение Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2012. с. 13-15
9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.- с.88-92
10. Волков Б.С. Психология подростка. СПб: Питер, 2013 г. с. 44-47
REFERENCES
1. 1. Klecina I.S. Psihologiya gendernyh otnoshenij: teoriya i praktika. SPb.: Alatejya, 2004. p.117-123
2. Voroncov. D.V. Gendernaya psihologiya obshcheniya : monografiya. – Rostov-na-Donu : Izdatel'stvo YUzhnogo federal'nogo universiteta, 2008. p. 223-226
3. Bern, SH. Gendernaya psihologiya. – SPb. : Prajm-Evro znak, 2008. p.11-15
4. Bendas, T.V. Gendernaya psihologiya. – SPb. : Piter, 2006. p.111-115
5. SHnejder, L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnostiki. M.: Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta, 2014. p. 32-37
6. Abramenkova V.V. Polovaya differenciaciya i seksualizaciya detstva . Voprosy psihologii. 2003. № 5. - S.8-11.
7. Azarova E.A. Pedagogicheskaya profilaktika nasiliya nad det'mi v sem'e sredstvami pravoslavnoj kul'tury : avtoref. dis. … kand. ped. nauk. – Rostov-na-Donu. 2004. s.21-23
8. Demidov D.N. Sootnoshenie YA-ideal'noe i YA-real'noe i problemy podrostkov: dis. … kand. psihol. nauk. SPb., 2012. p. 13-15
9. Varga A.YA. Sistemnaya semejnaya psihoterapiya. SPb.: Rech', 2001.- p. 88-92
10. Volkov B.S. Psihologiya podrostka. SPb: Piter, 2013 g. p. 44-47
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.