Этическая культура белорусского спортивного тренера: результаты социологического исследования

  • Цымбалюк Елена Анатольевна Белорусский государственный университет физической культуры https://orcid.org/0000-0002-6710-4010 Email: cymbaluk.lena@tut.by
Ключевые слова: Этическая культура, спортивный тренер, социологическое исследование

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена многочисленными фактами неэтичного поведения представителей социального института спорта. В связи с этим в статье поставлены задачи: сделать обзор наиболее знаковых исследований по интересующей  проблеме; обсудить результаты социологического исследований профессионально-этических взглядов белорусских спортивных тренеров; представить в первом приближении абрис этической культуры  спортивного тренера с учетом обозначенных ранее нюансов. На основе анализа научных источников автор предлагает методологические подходы к исследованию проблемы этической культуры спортивного тренера, а также структуру данного феномена. В частности, такая структура должна опираться на миссию спортивного тренера, на видение тренером своего места и роли в решении обозначенных перспектив, на  овладение тренером рядом жизненно-поведенческих компетенций. К числу последних относят стремление тренера иметь достойный внешний вид, способность активировать палитру усвоенных общенческих навыков, способность эстетически осмыслить и делать попытки реально преобразовать место организации тренировочного процесса, умение осмыслить полученные результаты с точки зрения анализа уровня собственного профессионального мастерства.На основе понимания данной структуры объектом социологического исследования стали профессионально-этические взгляды белорусских тренеров, работающих с юными атлетами в возрасте до 15 лет. Было опрошено путем анонимного анкетирования 1.540 респондентов, представляющих разные виды спорта (водные виды спорта, зимние виды спорта, игровые виды спорта, легкую атлетику, гимнастику, гребные виды спорта, велосипедный спорт, ледовые виды спорта) и разные учебные заведения (спортивные классы средних школ, спортивные школы, спортивные секции и кружки) в Минске и регионах. Обработка результатов в первом приближении показала следующее. Белорусские тренеры, работающие в области массового спорта, строят взаимоотношения с воспитанниками на гуманистических позициях и видят свою основную задачу в укреплении духовного и физического здоровья подопечных при безусловном стремлении подготовить их к достойному выступлению на спортивных соревнованиях. Тренеры общительны, дружелюбны, стремятся эстетически осмыслить собственный внешний облик и место своей работы. Для них важно духовное единение с воспитанниками, рефлексирование собственного профессионального уровня, стремление совершенствовать себя. Тем не менее, у респондентов наблюдаются определенные проблемы с эмоциональной составляющей в процессе обсуждения спортивных неудач юных атлетов и очевидные нарушения педагогической этики касательно коллег по цеху. Это требует дальнейших социологических исследований применительно к отдельным видам спорта, стажу работы тренеров и гендерной составляющей. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Цымбалюк Елена Анатольевна, Белорусский государственный университет физической культуры

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории

Литература

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок: монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. 378 с.
Бобриков, В.Н., Шаров, А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в процессе его профессиональной подготовки Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2(6). С. 128-131.
Бурцев, В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 5655-5659.
Валеева, Г.В., Игнатов, Д.А. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: материал. Всероссийской научно-практическая конференция с международным участием, посвященной 40-летию факультета физической культуры, Тула, 23-24 ноября 2017 г. Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2017. С. 495-499.
Венжега, Р.А., Хара, В.П. Правовая ответственность в сфере спорта Право Донецкой Народной Республики. 2017. № 1. С. 10-19.
Визитей, Н.Н., Манолаки, В.Г. Спорт и идея Олимпизма (философско-культурологический анализ проблемы) Наука и спорт: современные тенденции. 2013. № 1. С. 57-68.
Геращенко, Н.В., Геращенко, И.Г. Роль гуманистической психологии в физкультурном образовании Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2018. 1(23). С. 97-104.
Жбырь, О.Н., Мокрова, А.Ю. Правовое регулирование спорта глазами спортсмена Юридический Вестник казанского государственного университета. 2014. № 3(20). С. 26-28.
Золотарева, К.В. Социологические аспекты физической культуры и спорта Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. статей XXIV Всерос. круглого стола; Орел, 2016 г.. Орел: Орловский юридический институт МВД РФ им. В.В. Лукьянова, 2016. С. 252-255.
Иванова, М.В. Формирование профессионально значимых компонентов Я-концепции личности будущих специалистов по физической культуре и спорту (гендерный аспект) Профессиональное образование. 2011. № 6. С. 29-32.
Илларионова, Л.П. Профессионально-этическая культура социального педагога и основы ее формирования в вузе Человеческий капитал. 2012. № 2(38). С. 73-75.
12. Казантинова, Г.М., Чарова Т.А. Этика и эстетика в профессиональной деятельности специалиста: монография. Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2015. 144 с.
Камбарова, К.У., Тойчубеков, М. Актуальные проблемы философии и спорта Вестник КГАФКиС. 2017. № 2(17). С. 180-185.
Коровин, С.С., Маролошвило, Л.Н. Ценности физической культуры: структура, характеристики Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 287-293.
Лигостаева, Н.Д., Матвеева, А.В. Спорт как репрезентация культурных смыслов Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 8. С. 92-99.
Михайлова, Н.В. К вопросу о культуре – в профессиональную физическую культуру будущих педагогов Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: сб. статей Междунар. науч.-прак. конф., г. Оренбург, 26-27 мая 2004 г.; Оренбургский гос. пед. ун-т. Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 2004. С. 106-109.
Пельменев, В.К. Социальные ценности физической культуры в жизни человека. Вестник РГУ им. И. Канта, 2006. Вып. 3. С. 25-29.
Профессиональная этика: функции, принципы и особенности Портал «Гармоничное развитие личности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. mystroimmir.ru>moyput/etika.html. Дата доступа: 23.03.2020.
Селивестрова, И.Н., Кузьмин А.М., Афанасьев А.А. Анализ феномена «спортивная культура личности студента» Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN217.pdf. Дата доступа: 29.03.2020. Смирнов, И.Е., Иванюшкин А.Я., Смирнов В.И., Поляков С.Д. Спорт высших достижений в свете биоэтики Российский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 53-59.
Соловьев, Г.М. Содержание педагогической технологии формирования социально-духовных ценностей в структуре физической культуры личности студента Педагогическое образование и наука. 2013. № 4. С. 26-31.
Столяров, В.И. Развитие философии спорта и российская философская школа гуманистического и диалектического анализа спорта Вопросы философии. 2017. № 8. С. 204-214.
Шадрина, И.М. Этическая культура учителя как метауровень нравственной культуры Человек в мире культуры. 2015. № 2. С. 37-40.
Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность Мир психологии. 2000. № 1. С. 54-68.
Яковлев, С.В. Базовая культура личности и ее ценностные основания Воспитание ценностных оснований личности: монография. 2-е изд., Москва: ИНФРА-М, 2020. 148 с.

References

Bakshtanovsky V. I., Sogomonov Yu. V. (2005). Ethics of the profession: mission, code, act: monograph. Tyumen: research Institute of applied ethics of TSOGU. 378 p.
Bobrikov, V. N., Sharov, A.V. (2012). Formation of professional ethics of a specialist in the process of his professional training. Professional education in Russia and abroad. 2(6). Pp. 128-131.
Burtsev, V. A., Burtseva E. V., Bobyrev N. D. (2015). Theoretical and methodological aspects of sports culture of the individual. Fundamental research. Pedagogical science. no. 2. Pp. 5655-5659.
Valeeva, G. V., Ignatov, D. A. (2017). Innovative technologies in physical education and sport: material. All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 40th anniversary of the faculty of physical culture, Tula, November 23-24, 2017. Tula: Tula production printing enterprise. Pp. 495-499.
Venzhega, R. A., Khara, V. P. (2017). Legal responsibility in the field of sports. Law Of The Donetsk People's Republic. No. 1. C. 10-19.
Visitey, N. N., Manolaki, V. G. (2013). Sport and the idea of Olympism (philosophical and cultural analysis of the problem) Science and sport: modern trends. No. 1. P. 57-68.
Gerashchenko, N. V., Gerashchenko, I. G. (2018). the Role of humanistic psychology in physical education. Physical education and sports training. 1(23). Pp. 97-104.
Zhbyr, O. N., Mokrova, A. Yu. (2014). Legal regulation of sport through the eyes of an athlete. Legal Bulletin of the Kazan state University. 2014. 3(20). Pp. 26-28.
Zolotareva, K. V. (2016). Sociological aspects of physical culture and sport Improving the physical training of law enforcement officers: collection of articles XXIV all-Russian. round table; Orel, 2016. Orel: Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov, 2016. Pp. 252-255.
Ivanova, M. V. (2011). Formation of professionally significant components of the Self-concept of the personality of future specialists in physical culture and sports (gender aspect). Professional education. no. 6. Pp. 29-32.
Illarionova, L. P. (2012). Professional and ethical culture of a social teacher and the basis of its formation in higher education. Human capital
Kazantinova, G. M., Charova T. A. (2015). Ethics and aesthetics in the professional activity of a specialist: monograph. Volgograd: Fgbou VPO Volgograd GAU. 144 p. Kambarova, K. U., Toychubekov, M. (2017). Actual problems of philosophy and sport. Vestnik Kgafkis. 2(17). Pp. 180-185.
Korovin, S. S., Maroloshvilo, L. N. (2017). Values of physical culture: structure, characteristics. Bulletin of Samara scientific.Vol. 6. 3(20). Pp. 287-293. Ligostaeva, N. D., Matveeva, A.V. (2017). Sport as a representation of cultural meanings. Sustainable development of science and education. no. 8. Pp. 92-99.
Mikhailova, N. V. (2004). On the question of culture-in the professional physical culture of future teachers. Education in the XXI century: new approaches, continuity of traditions, prospects: collection of articles international. science-practice. Conf., Orenburg, may 26-27, 2004; Orenburg state pedagogical University-t. Orenburg: Orenburg state pedagogical University, Pp. 106-109.
Pelmenev, V. K. (2006). Social values of physical culture in human life. Bulletin of the Kant Russian state University. Issue 3, Pp. 25-29.
Professional ethics: functions, principles and features The portal "the Harmonious development of the personality" [Electronic resource]. - Access mode: www. mystroimmir.ru>moyput/etika.html. Access date: 23.03.2020.
Selivestrova, I. N., Kuzmin a.m., Afanasiev A. A. Analysis of the phenomenon "sports culture of the student's personality" Internet magazine "World of science" 2017, Volume 5, number 2 [Electronic resource]. – Mode of access: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN217.pdf. Access date: 29.03.2020.
Smirnov, I. E., Ivanyushkin A. Ya., Smirnov V. I., Polyakov S. D. (2014). Sport of higher achievements in the light of bioethics. Russian pedagogical magazine. no. 1. Pp. 53-59.
Solovyov, G. M. (2013). Content of pedagogical technology of formation of social and spiritual values in the structure of physical culture of the student's personality. Pedagogical education and science. no. 4. Pp. 26-31.
Stolyarov, V. I. (2017). Development of the philosophy of sport and the Russian philosophical school of humanistic and dialectical analysis of sport. Question of philosophy. no. 8. Pp. 204-214.
Shadrina, I. M. (2015). Ethical culture of the teacher as a meta-level of moral culture. Man in the world of culture. no. 2. Pp. 37-40.
Yudin, B. G. (2000). Health: fact, norm and value. World of psychologyno. 1. Pp. 54-68.
Yakovlev, S. V. (2020). basic culture of the individual and its value bases. Education of value bases of personality: monograph. 2nd ed., Moscow: INFRA-M. 148 p.
Опубликован
2020-06-02
Как цитировать
Цымбалюк Е. А. Этическая культура белорусского спортивного тренера: результаты социологического исследования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2020. Т. 2, № 18. С. 159-177. URL: http://hpcas.ru/article/view/7911.
Раздел
Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм
Bookmark and Share