ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

  • Александр Васильевич Катрушов Украинская медицинская стоматологическая академия Email: katrushov.poltava@rambler.ru
  • Лариса Александровна Катрушова Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленка Email: katrushov.poltava@rambler.ru
  • Оксана Дмитриевна Саргош Украинская медицинская стоматологическая академия Email: sardonika73@gmail.com
Ключевые слова: межгосударственная образовательная миграция, адаптация, социализация, психогигиеническое сопровождение

Аннотация

В статье исследуются процессы адаптации и социализации иностранных студентов в процессе обучения в вузе с целью разработки методик психогигиенического сопровождения процесса адаптации для предупреждения возможных отрицательных по-следствий. Среди причин, которые препятствуют адекватной адаптации, выделяют разни-цу в мировоззрении и воспитании, этнические векторы поведенческих реакций и мораль-ные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности, языковый и социальный барьеры. В работе были использованы тестовые методики психологического исследования: тест на эмоциональный интеллект (тест EQ Н. Холла); тест Л. В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»; тест PGI (Perceived Guilt Index) «Воспринимае-мый индекс вины». Исследованы следующие виды адаптации: радикальная, гиперадапта-ция, гармоническая, конформистская, девиантная и социально-психологическая дезадапта-ция. Показано, что процесс социализации студентов-мигрантов в условия образовательной миграции осуществляется волнообразно: первый пик — девиантная адаптация, которая начинается с момента прибытия студента в страну-реципиент, и обусловлена отсутстви-ем информации о правовом поле и обычаях, морально-этических нормах нового общества, а также языковым барьером. В этот период чрезвычайно важным является предоставле-ние полной информации о социальном обустройстве общества, юридических и морально-этических правилах, проведение психогигиенических тренингов на родном языке студен-тов. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих пове-денческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Алексанова О. Е. Социально-психологические особенности жизнеспособности эмигрантов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Хабаровск. Т. 15, № 4. 2018. С. 99–106.

Ананко Л. Міграційні ризики освітнього процесу в Україні // Ефективність державного управління: зб. наук. пр. 2011. № 4. С. 33–38. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/socgum/Edu/201127/ fail/ananko.

Андрусова С. С. Кураторство, как фактор успешной адаптации первокурсников // Тенденции развития науки и образования. № 38. 2018. С. 50–52.

Беспалова Т. М., Филиппова Т. В. Модель социально-психологической адаптации студентов в ВУЗе // Психологическое благополучие современного человека: Международная заочная науч.-практ конф. 11 апреля 2018 г.: тезисы докл. Екатеринбург, 2018. С. 280–283.

Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1, № 3. С. 33–47.

Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2006. 28 с.

Казанцева А. А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157–161.

Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. Кемерово, 2001. 234 с.

Константинов В. В. Стратегии поведения мигрантов в процессе их социально-психологической адаптации к новым условиям жизни // Мир науки, культуры, образования. № 2 (69). 2018. С. 422–425.

Назарко С. О., Іноземцева А. Е. Освітянська міграція та її вплив на національний інтелектуальний капітал // Економіка та держава. 2014. № 6. С. 128–130.

Никулина Т. И., Волчугова А. Ю. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в ВУЗе // Человек в условиях неопределенности: Междунар. науч. конф., 3–5 окт. 2018 г.: тезисы докл. Самара, 2018. С. 197–200.

Опубликован
2019-09-16
Как цитировать
Катрушов А. В., Катрушова Л. А., Саргош О. Д. ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 4(15). С. 103-108. URL: http://hpcas.ru/article/view/7081.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share