ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
Аннотация
В статье исследуются процессы адаптации и социализации иностранных студентов в процессе обучения в вузе с целью разработки методик психогигиенического сопровождения процесса адаптации для предупреждения возможных отрицательных по-следствий. Среди причин, которые препятствуют адекватной адаптации, выделяют разни-цу в мировоззрении и воспитании, этнические векторы поведенческих реакций и мораль-ные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности, языковый и социальный барьеры. В работе были использованы тестовые методики психологического исследования: тест на эмоциональный интеллект (тест EQ Н. Холла); тест Л. В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»; тест PGI (Perceived Guilt Index) «Воспринимае-мый индекс вины». Исследованы следующие виды адаптации: радикальная, гиперадапта-ция, гармоническая, конформистская, девиантная и социально-психологическая дезадапта-ция. Показано, что процесс социализации студентов-мигрантов в условия образовательной миграции осуществляется волнообразно: первый пик — девиантная адаптация, которая начинается с момента прибытия студента в страну-реципиент, и обусловлена отсутстви-ем информации о правовом поле и обычаях, морально-этических нормах нового общества, а также языковым барьером. В этот период чрезвычайно важным является предоставле-ние полной информации о социальном обустройстве общества, юридических и морально-этических правилах, проведение психогигиенических тренингов на родном языке студен-тов. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих пове-денческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях.
Скачивания
Литература
Алексанова О. Е. Социально-психологические особенности жизнеспособности эмигрантов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Хабаровск. Т. 15, № 4. 2018. С. 99–106.
Ананко Л. Міграційні ризики освітнього процесу в Україні // Ефективність державного управління: зб. наук. пр. 2011. № 4. С. 33–38. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/socgum/Edu/201127/ fail/ananko.
Андрусова С. С. Кураторство, как фактор успешной адаптации первокурсников // Тенденции развития науки и образования. № 38. 2018. С. 50–52.
Беспалова Т. М., Филиппова Т. В. Модель социально-психологической адаптации студентов в ВУЗе // Психологическое благополучие современного человека: Международная заочная науч.-практ конф. 11 апреля 2018 г.: тезисы докл. Екатеринбург, 2018. С. 280–283.
Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1, № 3. С. 33–47.
Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2006. 28 с.
Казанцева А. А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157–161.
Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. Кемерово, 2001. 234 с.
Константинов В. В. Стратегии поведения мигрантов в процессе их социально-психологической адаптации к новым условиям жизни // Мир науки, культуры, образования. № 2 (69). 2018. С. 422–425.
Назарко С. О., Іноземцева А. Е. Освітянська міграція та її вплив на національний інтелектуальний капітал // Економіка та держава. 2014. № 6. С. 128–130.
Никулина Т. И., Волчугова А. Ю. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в ВУЗе // Человек в условиях неопределенности: Междунар. науч. конф., 3–5 окт. 2018 г.: тезисы докл. Самара, 2018. С. 197–200.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.